В настоящем разделе представлены материалы, которые описывают основные издержки руководителя в работе с подчиненными. Для наглядности актуальная тема издержек управления рассмотрена на основе деятельности Уинстона С. Черчилля. Здесь представлена часть материала. В полном объеме указанная тема рассмотрена в книге «Рули как Черчилль. Уроки лидерства, управления и власти», первое издание которой вышло в 2020 году в издательстве «РИПОЛ Классик».
Раздел 1. Иллюзия управляемости
Чему может научить опыт Черчилля
Несмотря на все обилие материалов про управление, в этой теме все равно остается множество белых пятен. Очень часто можно видеть рекомендации успешных лидеров. Но насколько эффективно следование им и насколько в этой связи может быть полезен опыт Черчилля современным руководителям? Прежде чем перейти к разбору деятельности британского политика, необходимо ответить на приведенный вопрос и понимать ограничения объекта анализа.
Ограниченность ресурсов, как первый сдерживающий фактор управления
Каждый может планировать, что пожелает, но реализация всех идей сталкивается с ограниченностью ресурсов, которая не только является первым сдерживающим фактором, ограничивающим управленческую деятельность, но и сопряжена с рядом особенностей, о которых следует знать каждому руководителю.
Неполнота и асимметрия информации
В предыдущих эссе мы указали на наличие объективных ограничений, которые мешают эффективному управлению, а также рассмотрели первое ограничение – ограниченность ресурсов. В настоящем эссе речь пойдет об ограничениях, которые создает информация. Классическая экономическая теория утверждает, что все участники обмена обладают совершенной информацией об условиях обмена, но так ли это на самом деле? Опыт Черчилля говорит об ином и указывает на ряд обстоятельств, незнание которых чревато серьезными проблемами в принятии решений.
Выше упоминалось про ограниченность ресурсов и влияние этого фактора на принимаемые решения. Но ограничены все ресурсы, в том числе и интеллектуальные. Обычно на этом не слишком принято останавливаться при обсуждении проблем и рассмотрении методов управления, но понимать, как эта ограниченность влияет на наш выбор и принимаемые решения, необходимо.
Оппортунистическое поведение и частные интересы
Настоящее эссе продолжает рассмотрение сдерживающих факторов, виляющих на деятельность любого руководителя. Выше мы рассмотрели влияние ограниченных ресурсов, неполноты и асимметрии распределения информации. На этот раз речь пойдет о теме, на которой не принято акцентировать много внимания, но которая представляется важной – оппортунистическом поведении – с рассмотрением причин его появления и механизмов оказания влияния на человеческое взаимодействие.
Главный вывод, который следует из рассмотренных ранее сдерживающих факторов (ограниченность ресурсов, неполнота и асимметрия распределения информации, ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение людей), состоит в том, что человеческое взаимодействие не является бесплатным – он сопряжено с издержками, которые являются главной причиной несоответствия между планом и фактом. В эссе разобрано, что это за издержки и откуда они берутся.
Раздел 2. Издержки назначения
Делегирование – первое решение руководителя
Существует множество определений термина «управление». Мы выбрали одно из них, которое, на наш взгляд, передают суть работы каждого руководителя. Это определение достаточно лаконично и интуитивно понятно. Однако многие руководители не соответствуют ему. С чем это связано и с каким парадоксом сталкивается руководитель, мы рассматриваем в этом эссе.
Издержки выбора – поиск и оценка кандидата
После принятия решения не выполнять работу самому и поручить ее подчиненному руководитель попадает в зависимость от профессионализма и личных качеств исполнителя. Поэтому многое зависит от того, кто будет назначен для выполнения поручения. Выбор исполнителя сопряжен с издержками, часть которых рассмотрена в этом эссе.
Оппортунизм при делегировании: неблагоприятный отбор
Каждый из нас постоянно сталкивается с покупкой или продажей товаров и услуг. Перенос стандартной модели «продавец и покупатель» на взаимоотношения руководителя и подчиненного позволяет по-иному взглянуть на процесс делегирования и увидеть заложенные в этом взаимодействии проблемы. В этом эссе будет рассмотрено: что это за проблемы, почему они возникают и как с ними бороться.