Русский музей: игра света и тени
Этот пост посвящен пяти великим скульптурам из коллекции Русского музея. Все они на слуху и их изображения в изобилии содержатся в Интернете. Чтобы не повторяться, я сфотографировал их в монохромном режиме, иногда выбирая также необычный ракурс. Столь простые приемы позволили убрать отвлекающие факторы, а где-то предложить непривычную трактовку, чтобы больше внимания уделить замыслу автора.
Начинается виртуальная выставка с знаменитого портрета императора Петра I. Работая над «Медным всадником», Этьен Морис Фальконе поручил своей ученице Мари-Анне Колло сделать модель головы Петра I для будущего памятника. Творение Колло, выполненное из гипса около 1773 года, можно увидеть у парадной лестницы Михайловского дворца. Мы привыкли к изображениям императора, как волевого, решительного и сильного челвоека, умеющего ставить амбициозные цели и добиваться их достижения. Взятый немного в профиль ракурс обращает внимание на взгляде Петра I, который вместо устремления в даль, направлен внутрь. Изменение ракурса по-иному показывает привычный образ – человека в момент размышлений, а черно-белая подача кадра усиливает этот эффект и придает бронзовой оттенок гипсовому слепку, оттеняя его на фоне светлого фона.
Рядом с парадной лестницей находится Оранжевая (Ореховая, или Третья) гостиная. Сейчас в этом зале представлены работы известного скульптора XVIII века Федота Ивановича Шубина. В жизни художника большую роль сыграл Михаил Васильевич Ломоносов. Воздавая должное выдающемуся представителю екатерининской эпохи, Шубин после кончины Ломоносова сделал три бюста своего покровителя. Первый бюст – из бронзы – находится в Камероновой галерее Екатерининского дворца, второй бюст – из мрамора – в Академии наук в Москве, третий бюст – из гипса – в Русском музее. Эта фотография сделана в нижнем ключе, освещение акцентирует внимание на ироничной улыбке и обращенном вверх взгляде великого ученого.
Другой известной работой Федота Шубина является сделанный в 1800 году мраморный бюст Павла I. Особенность этого портрета состоит в многогранности изображения императора, представляя зрителю разный облик государя в зависимости от угла обзора. Выбранный ракурс показателен гордым выражением лица Павла I с надменным, обращенным сверху вниз взглядом. Световое оформление, с выделением передней части лица и уходящими во мрак волосами-париком, а также обращенным к зрителю плечом, подчеркивает таинственность и неоднозначность образа императора Павла I.
В центре Ореховой гостиной расположена внушительных размеров мраморная статуя «Екатерина II – законодательница». Шубин создал ее в 1789 году для праздника, устроенного Г. А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Екатерина II изображена в диадеме с лавровым венком на голове и орденской цепью на груди. Скульптор показал императрицу в движении, она указывает одной рукой на свод законов, а другой – держит царский скипетр, обращенный вниз. Торжественность и помпезность образа сочетаются с человечностью и индивидуальными особенностями Екатерины II – свободный хитон и горностаевая мантия подчеркивают пропорции фигуры стареющей женщины. Шубин остается верен себе, отдавая предпочтение реалистичности изображения перед пафосом официоза. Спустя пять лет за создание мраморного шедевра скульптор был удостоен звания профессора.
Еще одной скульптурой, которая привлекла мое внимание, стала работа Ивана Петровича Витали – «Венера, снимающая сандалию». Эта скульптура находится в бывшем Танцевальном – ныне Академическом – зале, рядом с такими шедеврами, как «Волна» и «Девятый вал» Айвазовского, а также «Последний день Помпеи» Брюллова. Скульптура была создана по заказу Николая I, который предоставил в качестве образца бронзовую статуэтку из императорской коллекции Аничкова дворца. В 1851 году императору была представлена гипсовая статуя, настолько восхитившая его, что он распорядился создать ее в мраморе. Работа была завершена в декабре следующего года. За свое творение Витали был награжден Орденом Св. Анны 2-й степени и 10 тыс. руб. серебром. Сначала «Венера» находилась в Зимнем дворце, а в 1897 году была передана в коллекцию Русского музея (на тот момент – Императорский Русский музей имени Александра III). Фотография также сделана в низком ключе, чтобы подчеркнуть изящность форм богини красоты.