Черчилль и карикатуры
Известный политик был не только популярным объектом для карикатуристов. Он высоко ценил карикатуры и даже написал об этом жанре эссе, опубликованное в 1931 году в июньском номере Strand Magazine (перепечатано в номере Sunday Dispatch от 3 марта 1940 года) «Я всегда любил карикатуры», – признавался Черчилль, вспоминая, с каким наслаждением во время учебы в Брайтоне рассматривал по воскресеньям журнал Punch. «Это был очень хороший способ изучения истории или, по крайней мере, изучения чего-то еще». Перед глазами увлеченного ребенка проходили основные события, случившиеся в мире и отраженные на бумаге, «иногда грустные, иногда веселые».
Со свойственной ему иронией, Черчилль отмечал – «как угри, по всей видимости, привыкли, что с них сдирают кожу, так и политики привыкли к тому, что с них рисуют карикатуры». Более того, «они даже оскорблены и подавлены, когда карикатуры прекращаются».
Несмотря на ироничный тон, в целом Черчилль серьезно относился к этому жанру, считая, что на известных карикатуристах его времени – Джоне Тенниеле, Луи Ремейкерсе, Максе Бирбоме, Сиднее Штрубе и Дэвиде Лоу – лежит огромная ответственность. Их творчество формирует у юных, пытливых, голодных до знаний умов впечатления, которые остаются на долгие годы и впоследствии оказывают влияние на принимаемые решения. Как художник, Черчилль не только отлично понимал, но и прекрасно чувствовал искусство карикатуристов. Обращает внимание, с каким уважением он пишет о Луи Ремейкерсе, «обладающем способностями изображать в своих рисунках страсть протеста или пренебрежения, которую ни одно слово, сказанное вслух или написанное на бумаге, не в состоянии передать». Эта характеристика тем более удивительна, что дана человеком, который построил свое политическое состояние на слове устном, а финансовое благополучие – на слове письменном.