Вагнер – смерть в Венеции
13 февраля 1883 года в Венеции скончался немецкий композитор Рихард Вильгельм Вагнер. О его творчестве и еще больше о его личности споры не утихают и по сей день. Великий русский пианист Святослав Рихтер писал в своем дневнике: «Понимаю, почему Вагнер так труден для слушающей массы – люди не могут подняться на его уровень – они, к сожалению, слишком ленивы и мелки, а также лишены подлинной фантазии».
Вагнер переехал в Венецию в сентябре 1882 года, остановившись в Палаццо Вендрамин-Калерджи – одном из ярких образцов венецианского Ренессанса (1481–1509 годы, архитектор Пьетро Ломбарди), где он арендовал пятнадцать помещений на первом этаже.
12 февраля 1883 года Вагнер пребывал в радостном расположении духа. Вечером, когда все собирались отправиться спать, он попросил гостей немного задержаться. Сев за рояль, он исполнил финал «Золото Рейна». На следующий день он почувствовал себя плохо. Несмотря на боли в сердце, позавтракав, Вагнер направился в свой кабинет работать над статьей «О женском начале в человеке». Внезапная боль в сердце вынудила его прервать работу. Последним предложением в незаконченной статье стало: «Любовь – трагизм…».
Вагнер позвонил в колокольчик, успев крикнуть: «Жену и доктора!». Вбежав в кабинет, родные стали снимать с него одежду. В этот момент из жилета выпали золотые часы, подаренные ему супругой. Вагнер успел бросить на них свой взгляд и угасающим голосом произнести: «Мои часы». Он попытался сделать вдох, но в это самое мгновение его сердце остановилось.
Тело Вагнера было перевезено в Байройт, небольшой город в Верхней Франконии, где находилась вилла композитора Wahnfried и построенный благодаря его титаническим усилиям огромный театр Festspielhaus. Вагнера похоронили в саду его виллы на том самом месте, которое он сам выбрал в качестве своего последнего приюта. Гроб с телом композитора опускался в землю под звуки траурного марша из «Гибели богов». Присутствовавший на похоронах австрийский баритон Анджело Нойман, записал: «Мне казалось, будто Бог покинул нас…».