Фонтенбло и Наполеон: покои императора
Знаменитый дворец Фонтенбло, расположенный в 69 километрах к юго-востоку от Парижа, ведет свою историю с 1137 года. Во дворце проживало много правителей Франции, но никто не любил Фонтенбло так, как Наполеон I. С его именем связаны следующие помещения дворца:
Еще со времен королей в этом помещении проходили заседания Совета. В 1751–1754 зал был серьезно перестроен. Заново были переделаны потолок и стены по эскизам Габриэля Верберкта и Маньонэ. Франсуа Буше расписал плафон, украшенный пятью фресками – «Солнце прогоняет ночь» и «Времена года». Карл Ванлоо и Жан-Батист Мари Пьер, обратившись к технике камайе, изобразили в голубых и розовых цветах аллегорические фигуры, которые украсили центральную часть двух панно. Весь орнамент, состоящий из цветочных гирлянд, пейзажей, аллегорических сцен, а также изображений, символизирующих достижения науки и искусств, был выполнен Алексисом Пейроттом. В 1773 году зал был расширен за счет выходящей в сад полуротонды. Наполеон также использовал зал для совещания с министрами. Стулья и кресла выполнены в мастерских Марсиона, 1806 год и Жакоб-Демальтера, 1808 год.
Эти роскошные помещения служили спальней для всех королев и императриц Франции, начиная от Марии Медичи до императрицы Евгении. Каминная ниша и трюмо выполнены в мастерской Труара. Двери относятся к 1787 году, выполнены в стиле арабеск с наддверными элементами работы Соважа. В 1805 году комната была украшена драпировкой, которая была соткана в Лионе. В период с 1968 по 1986 год драпировка была отреставрирована в лионских ателье Прелль, Тассинари, Шатель, а также в парижском ателье Брокар.
Кровать была изготовлена в 1787 году для Марии-Антуанетты мастерами Сонэ и Лораном. Была доставлена в Фонтенбло уже после революции, поэтому первой на ней почивала Жозефина, затем Мария-Луиза. Реставрированная мебель выполнена в стиле эпохи Первой империи. Балюстрада, изготовленная в мастерской Жакоб-Демальтера, изначально украшала тронный зал дворца Тюильри, и была перевезена в Фонтенбло в 1804 году. Из соседнего Игрового салона были перенесены кресла со сфинксами (мастерская братьев Жакоб), ширма, защитная перегородка (мастерская Жакоб-Демальтера) и два комода работы Бенемана.
До 1808 года в этом помещении располагалась спальня короля. По указанию Наполеона помещение было переделано в Тронный зал. На месте, где раньше стояла монаршая кровать, были установлены возвышение и балдахин, украшенный молнией, орлом и двумя эмблемами с литерой N, сделанные в мастерской Жакоб-Демальтера в 1804 году для дворца Сен-Клу по чертежам Персье и Фонтена. Из дворца Тюильри был перевезен трон, также сделанный в 1804 году в мастерской Жакоб-Демальтера. Над камином располагался портрет короля Людовика XIII работы Филиппа де Шампаня. В 1793 году портрет был уничтожен и на его место император повесил свой портрет кисти Робера Лёфевра. В 1834 году на прежнее место был возвращен портрет Людовика XIII, написанный учениками де Шампаня.
В 1804 году Наполеон потребовал переоборудовать в частные покои внутренние помещения, обустроенные в 1786 году для Людовика XVI. К ним относится спальные покои императора, где раньше располагался «пудренный кабинет» (туалет) короля. Балдахин украшен скульптурными аллегорическими парами: Благородство и Слава, Справедливость и Изобилие. На полу расстелен ковер с изображением креста ордена Почетного легиона.
Помимо большой спальни, Наполеон также распорядился сделать в 1811 году малую спальню, где раньше располагался кабинет-библиотека. В малой спальне была установлена механическая кровать для отдыха. Малая спальня соединена винтовой лестницей с библиотекой и кабинетом с картами, расположенными на первом этаже.
В следующем помещении, обшитым багровой парчой с повторяющимися мотивами лиры и розы, находится личный кабинет императора. Кабинет обставлен мебелью, которая покрыта той же тканью, что и стены. Помещение украшено часами Севрской мануфактуры и канделябрами в форме богини победы Ники (мастерская Томира). В этом кабинете 4 апреля 1814 года Наполеон под давлением своих маршалов – Нея, Бертье и Лефевра, отрекся от власти, подписав акт отречения за деревянным столом на бронзовой ножке. Наполеон отрекся в пользу своего сына Наполеона II под регентством своей супруги Марии-Луизы.
Подписанный Наполеоном акт не устроил союзников. По настоянию российского императора Александра I Наполеон подписал 6 апреля новый акт отречения от власти за себя и своих наследников. 11-го числа в Фонтенбло был подписан договор с союзниками, оставлявший за Наполеоном и его супругой титулы императора и императрицы, но лишавший их и их сына права претендовать на французский престол. Наполеон также получал во владение остров Эльбу и право иметь личную охрану не более 400 человек. В ночь с 12 на 13 апреля, оставаясь в Фонтенбло, Наполеон принял яд, который всегда носил с собой со времен русской кампании. Но яд не подействовал, вызвав лишь мучительные боли. 20 апреля император покинул Фонтенбло. Он вернется в любимый дворец 20 марта 1815 году, где пробудет с десяти утра до двух часов дня. Больше в Фонтенбло он не вернется, но история знаменитого дворца продолжается и по сей день.