Химеры Собора Парижской Богоматери, фото и стих
Слово «химера», которое часто используется в иносказательном смысле, как несбыточная идея, происходит от древнегреческого слова Χίμαιρα, и буквально переводится, как «молодая коза». Первоначально этим словом в греческой мифологии обозначали огнедышащего монстра с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи, которое было порождением великана Тифона, восставшего против богов и побежденного Зевсом, и исполинской полуженщины-полузмеи Ехидны.
В древнегреческой мифологии Химера, несмотря на всю ее монструозность, не была олицетворением исключительно злого начала. Инфернальный характер это чудище получило в христианстве в период средневековья, изображая в готической скульптуре человеческие пороки и силы зла. Подобные скульптурные ансамбли часто использовали в декорациях соборов. Считалось, что они не могли проникнуть в храм, являясь представителем нечистой силы. Наиболее известные химеры расположены на крыше у оснований башен Собора Парижской Богоматери, где они появились только в XIX веке во время реставрации Нотр-Дама-де-Пари после революции.
Когда я первый раз посетил Собор Парижской Богоматери, эта легенда вдохновила меня на написание следующего стихотворения:
Химеры Нотр-Дама На нас глядят смеясь, Бежавшие из храма, Лампад, свечей боясь. Спасаясь от святого, И устремляясь вверх, Они увидят снова, Что миром правит грех. И что старанья тщетны Святейшего из мест, Тогда вернутся черти, Спустившися с небес.
На самом деле, если абстрагироваться от этой легенды, которая получила поэтическое оформление, то химеры обычно размещали на крышах соборов в декоративных целях, в отличие от гаргулий, с которыми их часто путают. Гаргульи решали прикладную задачу. По сути, они выполняли функцию водостока, обеспечивая слив дождевой воды подальше от стен здания, тем самым защищая их от разрушений.
Несколько фотографий химер на крыше Собора Парижской Богоматери: