Уничтоженный портрет Черчилля работы Сазерленда

В русскоязычном сегменте сети Интернет последнее время неподдельный интерес вызывает история с уничтожением портрета британского политика Уинстона Черчилля кисти Грэхема Вивиана Сазерленда (1903–1980). На этот счет в русскоязычной Википедии даже появилась отдельная основательная статья, которая вошла в категорию избранных статей электронной энциклопедии. Чтобы не утомлять читателей длинными историческими изысканиями, расскажем вкратце, как появился этот портрет, и что вызвало его столь печальный конец.

30 ноября 1954 года Уинстон Черчилль, который на тот момент возглавлял Консервативную партию и занимал пост премьер-министра, отмечал 80-летинй юбилей. Понимая, что столь неординарное событие должно быть соответствующим образом отмечено, парламентарии решили основательно подойти к выбору подарка. Они подарили два подарка. Первым стала памятная книга с автографами практически всех депутатов палаты общин, вне зависимости от их партийной принадлежности (исключение составили лишь двадцать шесть из шестисот двадцати пяти парламентариев, пожелавших показать своей непреклонностью глубину противоречий с премьер-министром). Такому человеку как Черчилль, который дважды менял партийную принадлежность и всегда являлся сторонником срединного курса в партийной политике, столь единодушное поздравление от разных представителей политического спектра было более чем приятно. «Я уверен, – сказал он, – что еще никто из членов палаты общин не получал таких поздравлений, какими вы осыпали меня». Второй подарок – внушительных размеров (250 х 288 см) портрет юбиляра работы Сазерленда.

Нельзя сказать, что сама идея с портретом стала для Черчилля неожиданностью. Он знал о желании коллег и поддержал их, согласившись позировать художнику. Работа над портретом началась в середине августа 1954 года. Премьер-министр сам рисовал (правда, не портреты) и понимал толк в живописи. Но его сложно было отнести к почитателям Сазерленда, знаменитого своим экспрессионистским и сюрреалистичным видением мира. Сам художник понравился чете Черчиллей гораздо больше, чем его творчество. «Он и в самом деле очень привлекательный, – делилась супруга Черчилля Клементина с дочерью Мэри. – Трудно даже поверить, что из-под его пера выходят столь свирепые и жестокие образы».

Работа над портретом заняла три месяца и потребовала десять сеансов позирования. На первом сеансе политик спросил художника: «Как вы собираетесь меня изобразить – в виде херувима или бульдога?». Сазерленд не растерялся: «Все зависит исключительно от того, кем вы себя сами покажите».

Черчилль видел наброски, но полностью ему позволили оценить работу только после ее завершения, примерно за две недели до праздника. Картина ему не понравилась. И чем больше он вглядывался в свой портрет, тем больше отвращения он у него вызывал. Помимо произведения, которое он назвал «злобным», его также возмутило поведение художника. Он считал, что Сазерленд его предал, отплатив за гостеприимство и добродушное отношение созданием извращенного изображения: старика, который находится в состоянии депрессии и думает лишь об атомной бомбе. Не без благотворного влияния своей супруги Черчилль смог сдержать негативные эмоции, великодушно и иронично заметив на церемонии во время вручения подарка, что «этот портрет представляет собой прекрасный пример современного искусства с объединением в себе силы и прямоты».

Клементине в этой истории была отведена особая роль. Сначала она нашла картину удачной, но в дальнейшем быстро прониклась негативными флюидами своего мужа и также возненавидела мрачный портрет, представлявший Черчилля «огромным и ужасным монстром». По ее словам, работа Сазерленда причинила ее супругу «сильную боль» и «разрушила юбилей». Впоследствии она предала картину ножу и огню. Сазерленд охарактеризовал поступок решительной женщины, как «акт вандализма», в чем был по-своему прав. Потомкам останутся лишь несколько своевременно сделанных фотоснимков и сохранившиеся наброски, представленные сегодня в Национальной портретной галерее в Лондоне. После неудачного опыта работы с сюрреалистами Черчилль откажется позировать другому знаменитому представителю этого течения – Сальвадору Дали (1904–1989).

Дмитрий Медведев

Читайте также:

«Рули как Черчилль. Издержки управления» – перечень статей об издержках, мешающих эффективному правлению;

«Опыт Черчилля» – перечень эссе о методах управления Черчилля и возможностях их использования в практической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *